Главная » 2020 » Май » 5 » Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
11:25
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

По данным статистики, ежегодно более 150 тысяч человек во всем мире заканчивают жизнь самоубийством, большая часть которых это подростки, до 16 лет. Подростковый возраст в этом смысле является самым уязвимым. В этом возрасте самый высокий процент возникновения суицидальных мыслей и попыток их совершения.

Переход от детства к взрослости многим подросткам дается очень нелегко. Они проходят сложный и непредсказуемый этап взросления и формирования личности. Каждый зафиксированный случай самоубийства или суицидальной попытки имеет свою причину и носит совершенно различный характер. Причины самоубийства среди подростков чаще всего кроются: в конфликтах с родителями или сверстниками, унижениях, безответной любви, наркотической зависимости. Также, подростки очень подвержены влиянию массовой информации, в частности — интернета. Многие молодые люди подражают героям фильмов или видеороликов из интернета, которые на сегодняшний день пропагандируют уход из жизни, внушая, что это сделает их известными и популярными.

Другие причины самоубийства молодежи это зависимости от алкоголя или наркотиков. Подростки находясь в опьянении, совершают суициды порой ради смеха, выполняя условия спора или в целях повышения своего авторитета среди ровесников, что очень важно для подростка. Девочки же подростки, решаются на самоубийство получив психологическую травму после изнасилования или ранней беременности.

В последние несколько лет увеличилось число школьников, покончивших жизнь самоубийством, которые испытывали страх за то, что не смогут сдать экзамен. Не справившись с нервным напряжением и не совладав со своими страхами, быть не такими как все, дети не получив поддержки родителей, уходят из жизни не успев прожить и ее часть… Профилактика самоубийств среди подростков самая важная проблема психологии на сегодняшний день.

Как избежать замыкания в себе, что такое суицид и профилактика психических расстройств это то, что необходимо разъяснять детям. Многие родители игнорируют проблему суицидов среди детей, считая что их это не коснётся.Стоит понимать, что подростки очень чувствительны и восприимчивы. Они часто закрываются в себе и плохо идут на контакт. Конечно, профилактику подросткового суицида лучше проводить с участием опытных врачей, психологов, которые могут правильно аргументировать и объяснить опасность игр со своей жизнью. Однако педагоги и родители могут и должны понимать, что качественный межличностный контакт и установление доверительных отношений являются важными составляющими этой профилактики.

По данным специалистов, 70% подростков, демонстрировавших суицидальные действия, являются психически здоровыми. Они просто попали в кризисную ситуацию, из которой не видят нормального выхода. Поэтому задача взрослых понимать общую логику такой помощи и видеть конкретные шаги ее реализации.

Все понимают, что надо как-то разговаривать. Но как это сделать? На помощь приходит практическая психология. Ниже представлены основные шаги в таком терапевтическом взаимодействии заинтересованного взрослого и подростка.

Этапы профилактической беседы:

1. Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». На этом этапе беседы рекомендуется использовать такие психологические приемы, как: «сопереживание», «эмпатическое выслушивание».Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

2. Второй этап – главное на этом этапе: а) установить последовательность событий, которые привели к кризису; б) снять ощущение безысходности ситуации. С этой целью целесообразно применение следующих приемов: «преодоление исключительности ситуации», «поддержка успехами» и др.

3. Третий этап - совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Здесь желательно использовать такие приемы, как: «планирование» - т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящей деятельности; "удержание паузы" - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу в планировании своей деятельности.

4. Завершающий этап - окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. В этих условиях целесообразно использовать следующие психологические приемы: «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности». Если в ходе беседы человек активно высказывал «суицидальные мысли», то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение.

Жизнь человека обладает огромной ценностью, прежде всего для него самого. Желание убить себя противоестественно для здорового человека.

И каждый, кто задумывается о самоубийстве, должен сознавать, что оно не выход, а самая большая и неисправимая ошибка. Главное, что необходимо помнить взрослым – учителям в школе, родителям, что в трудной ситуации надо сохранять контакт с ребенком, обращать внимание на проблемы, волнующие его, предлагать соответствующую помощь.

Педагог-психолог центра семьи «Лесосибирский» Кирьянов В.А.

Просмотров: 21 | Добавил: АленаЧерняева | Рейтинг: 0.0/0
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
Всего комментариев: 0
avatar
КГБУ СО Центр социальной помощи семье и детям "Лесосибирский" (c) 2015 / Используются технологии uCoz