Главная » Статьи » Родителям и детям! » Акции

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 г.)
«Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»
Э. БОМБЕК, американская журналистка

В современном обществе правовой статус несовершеннолетнего и ответственность родителей (законных представителей) закреплены в «Конвенции о правах ребенка», «Декларации прав ребенка», принятых ООН, в Конституции РФ, в «Семейном кодексе РФ». Если быть точнее, то в:
* ст. 38 Конституции РФ: Родители обязаны заботиться о детях и воспитывать их;
* п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ: Каждый ребенок имеет право на заботу своих родителей, на воспитание, обеспечение его интересов и всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства;
* п. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ: Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов;
* п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ: Родители обязаны заботиться о здоровье ребёнка, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
* п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ: Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само это понятие впервые появилось в «Кодексе о браке и семье РСФСР» еще в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Под жестоким обращением понимаются «все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка».
Причем это явление характерно не только для развивающихся стран, где детские проблемы вполне очевидны и лежат на поверхности: голод, войны, отсутствие нормального жилья, здравоохранения и т. п. – все, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка. Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах, ведь понятие «жестокое обращение с детьми» включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями и представителями органов правопорядка по отношению к ребенку. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.
Жестокость в семье и школе
Выделяют несколько видов жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое, социальное.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его развитие и даже лишающих его жизни, а также приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или «медицинских» препаратов, вызывающих одурманивание.
В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо осознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Признаки физического насилия над ребенком:
Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие).
Задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей).
Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если

в возрасте 0-6 мес. у него отмечаются:
- малоподвижность, - безразличие к окружающему миру,- отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы.

в возрасте от 6 мес. до 1,5 лет:
- боязнь родителей,- боязнь физического контакта со взрослыми,- постоянная беспричинная настороженность,- плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль,- испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки

в возрасте от 1,5 до 3 лет:
- боязнь взрослых,- редкие проявления радости, плаксивость,- реакция испуга на плач других детей,- крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности

в возрасте от 3 до 6 лет:
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль,- болезненное отношение к замечаниям, критике,- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость,- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых),- негативизм, агрессивность,- лживость, воровство,- жестокость по отношению к животным,- склонность к поджогам
в младшем школьном возрасте:
- стремление скрыть причину повреждения и травмы,- одиночество, отсутствие друзей,- боязнь идти домой после школы
в подростковом возрасте:
- побеги из дома,- суицидальные попытки,- криминальное или антиобщественное поведение,- употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокое отношение по отношению к ребенку:
- Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и желание внести ясность в происшедшее.
- Позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
- Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
- Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
- Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
- Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
- Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий.
Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми) – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому).

К косвенным признакам психического насилия над ребенком относятся:
- задержка физического и умственного развития,- нервный тик,- энурез,- печальный вид,- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

К особенностям поведения ребенка при психическом насилии над ним относятся:
- беспокойство или тревожность,- нарушение сна,- длительно сохраняющееся подавленное состояние,- склонность к уединению,- агрессивность,- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение,- угрозы или попытки самоубийства,- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников,- плохая успеваемость,- низкая самооценка,- нарушение аппетита.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми
- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка
- постоянное сверхкритичное отношение к нему
- негативная характеристика ребенка
- отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником
- перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Социальное насилие – пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке и должного обеспечения его основных потребностей (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате нарушается эмоциональное состояние ребенка, появляется угроза здоровью и нормальному развитию.

Признаки отсутствия заботы о ребенке:
- не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес
- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища
- нет прививок, нуждается в экстренных услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия)
- не ходит в школу, прогуливает занятия или приходит на них слишком рано и уходит из школы слишком поздно
- устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% – в школах, детских учреждениях и т. п. Поэтому огромное значение имеет система защиты прав детей, позволяющая отслеживать и контролировать такие варианты нарушения прав ребенка.

В нашей стране долгое время скрывалась проблема жестокого обращения с детьми. Детям, пострадавшим от насилия, оказывалась только лечебная помощь. В последние годы общество не в состоянии отрицать и умалчивать эту проблему. Анализ случаев пострадавших показал, что дети, ставшие жертвой жестокого обращения, нуждаются не только в медицинской, но и психологической помощи.

Среди причин возникновения жестокого обращения с детьми можно выделить следующие:
- безработица или низкая материальная обеспеченность семей;
- алкоголизм одного или обоих родителей;
- одиночество или распавшийся брак;
- слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;
- озлобленность родителей или разочарованность в жизни;
- физическое или психическое переутомление;
- незрелость родителей;
- эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
- отсутствие привязанности к ребенку;
- чрезмерная требовательность;
- рождение другого ребенка;
- большое количество детей;
- нежеланный ребенок (как повод и принуждение к заключению брака);
- преждевременно родившийся в браке ребенок, дающий повод для размолвок и разрыва;
- внебрачный ребенок как объект вымещения зла на его родителя;

- ребенок с физическими и психическими недостатками, от которого хотят избавиться;
- своеобразие поведения ребенка, вызывающее чрезмерную реакцию взрослых: своенравие, упрямство, протесты, нарочитый отказ выполнять режим (отказ от еды и т. д.), посещать детские учреждения, крики, воровство, ложь, лень, также отрицательную реакцию взрослых вызывают недержание кала и мочи, рвота и т. д.

Проблема жестокого обращения с детьми не только и не столько медицинская, в большей степени это социальная проблема, которая может быть решена совместными усилиями вышеперечисленных структур на государственном уровне с привлечением квалифицированных специалистов. Вместе с тем должны быть разработаны меры по профилактике этого явления, основанные на глубоком знании и анализе причин жестокого обращения с детьми. Одной из таких мер может послужить установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в причинении вреда здоровью детям и подросткам, в частности, усиление уголовного законодательства в отношении обидчиков. В действующем Уголовном кодексе РФ существует статья 245 за жестокое обращение с животными, однако статья, предусматривающая наказание за жестокое обращение с детьми, отсутствует.

Меры ответственности взрослых

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность
Лица, допустившие пренебрежение основным потребностям ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей, подлежат административной ответственности в соответствии со ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ). Наказание предусматривает вынесение родителям или законным представителям ребёнка административного предупреждения, наложение штрафа.
Часть 2 статьи 6.10 КоАП РФ, предусматривает возложение на родителей штрафа (от 1500 до 2000 руб.) за вовлечение несовершеннолетнего ребенка в потребление спиртных напитков, наркотических и одурманивающих средств (достаточно одного раза для привлечения к такого рода ответственности).
По статье закона Красноярского края «О правонарушениях» (ст. 1.4) — Несоблюдение родителями (или их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, установленных в статье 15 Закона края «О защите прав ребенка»
Уголовная ответственность
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основным потребностям детей, отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая ответственность
Жесткое обращение с детьми может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Указанные действия являются основанием для лишения родительских прав.

Ежегодно в России около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для многих жертв это заканчивается смертью. В 2010 году от жестокого обращения погибло 1914 детей, более 50 тысяч детей в течение года убегает из дома, спасаясь от семейного насилия; 7 тысяч становятся жертвами сексуальных преступлений. В России 52% родителей прибегают к физическому насилию в воспитательных целях, а 20% полагают, что физическое наказание полезно для ребенка.

Уважаемые взрослые! Задумайтесь над проблемой жестокого обращения и насилия над детьми. «Дети во всех смыслах – наше будущее. Если мы не хотим жестокое будущее, мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем» (Т. Голикова – министр здравоохранения и социального развития РФ).
Категория: Акции | Добавил: Алена (18.03.2012)
Просмотров: 7730 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
КГБУ СО Центр социальной помощи семье и детям "Лесосибирский" (c) 2015 / Используются технологии uCoz