Главная » Статьи » Специалистам » Из опыта работы |
В жизни любого человека достаточно часто встречаются трудные ситуации. Это могут быть конфликты с близкими людьми, неприятности на работе или в школе. Если ситуация серьёзная или кажется таковой и продолжается долгое время, человек может испытать стресс в самой тяжёлой его форме, ведущей к нарушению адекватного восприятия действительности и даже нарушению физического и психического здоровья. Для выхода из подобной ситуации необходимо переключиться, отвлечься, расслабиться. Обычно для этого прибегают к двум устоявшимся в обществе приёмам. Первый, самый распространенный - применить психически активные вещества - сигареты, алкоголь или даже наркотики. Второй - активный отдых, релаксация, приёмы саморегуляции. Нет надобности говорить, что ко второму способу прибегают единицы, обладающие необходимой теоретической подготовкой, достаточной силой воли и желанием сохранить своё здоровье. Конечно, среди подростков, составляющих достаточно большую часть наркоманов, курильщиков и начинающих алкоголиков, подобной подготовки нет. Кроме того, и причины начала употребления психически активных веществ (ПАВ) чаще всего не стресс, а желание попробовать что-то новое, неизвестное или не выделяться из толпы. Тем не менее, при проведении разъяснительной работы среди подростков, получении ими информационно-теоретических сведений о действии ПАВ, у большинства появляется понимание степени вреда, наносимого своему здоровью, многие изъявляют желание отказаться от пагубных привычек, но сталкиваются с трудностями внутреннего характера - слабостью воли, ведомостью, недостатком навыков саморегуляции. Практика работы в социально-реабилитационном центре показывает, что большинство подростков, поступающих на реабилитацию, уже пробовали в том или ином виде психически активные вещества, употребляли алкоголь или «приобщены» к табакокурению. При этом зачастую они пытаются оправдать свои вредные привычки, используя сильно изменённую, порою перевёрнутую кардинально, информацию, наблюдения за взрослыми из их окружения, поведение которых они пытаются копировать. При проведении разъяснительной работы, у многих отношение к вредным привычкам и другим пристрастиям, наносящих вред здоровью, планам на будущее, угрожающих здоровью их будущих детей, меняется, но появляется другая проблема - слабость воли, отсутствие навыков саморегуляции, управления собой. Без них принятое решение об изменении образа жизни, отказа от укоренившихся привычек, не может иметь практического применения. Учитывая, что к наркотическим веществам и алкогольной продукции часто прибегают как к способу снятия напряжённости в стрессовых ситуациях, появляется необходимость обучить подростков самостоятельно выходить из стресса как одной из причин применения психически активных веществ, применяя способы психологической защиты и саморегуляции. Таким образом, для решения проблемы требуется комплексный подход, сочетающий в себе как информативно-теоретическую часть, так и практическую. Основываясь на вышесказанном, в КГБУ СО СРЦН «Лесосибирский» разработана и уже два года работает программа «Формирование здорового стиля жизни». Программа подготовлена для работы с подростками 12-18 лет Первая часть программы представляет собой информационный блок, предоставляющий информацию о видах наркотических веществ, сигарет, алкогольных напитков и их влиянии на организм человека. Форма проведения - беседа, дискуссия. Вторая часть программы является логическим продолжением первой. В качестве основы взят хорошо зарекомендовавший себя метод аутогенной тренировки (АТ), применяемый в мире на протяжении последних 80-90 лет и предложенный немецким психиатром Йоганном Шульцем. Метод получил название «Аутогенная тренировка» (АТ). Преимущества АТ: 1. возможность (в определённых пределах) самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими; 2. с помощью различных форм АТ можно воздействовать как на познавательные, так и на мотивационные процессы; повышать действенность мотивов и установок (например, при отказе от курения); 3. психическое воздействие с помощью АТ помогает созданию оптимальных внутренних условий, при которых реализация двигательной и умственной деятельности происходит полнее; 4. используя психофизиологические механизмы АТ, человек может устранить или ослабить воздействие стресс-фактора. АТ используется три основных пути воздействия на состояние центральной нервной системы (ЦНС): 1. Влияние на уровень психической активности посредством сознательного изменения тонуса мышц и регулирования ритма дыхания. Высокий тонус мышц и частое дыхание повышают уровень активности ЦНС. И, наоборот, полное расслабление всех мышц (релаксация), произвольное упражние и выравнивание ритма дыхания снижают его. 2. Использование активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и пр.). Негативные, мрачные, безрадостные представления рано или поздно подтачивают здоровье. И, совершенно противоположным образом действуют светлые, оптимистические представления. 3. Регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Основные элементы АТ: 1. Управление вниманием; 2. Оперирование чувственными образами; 3. Словесные суггестии; 4. Регуляция мышечного тонуса; 5. Управление ритмом дыхания. В рамках программы «Формирование здорового стиля жизни» метод был адаптирован с учётом возраста и особенностей воспитанников СРЦН. Форма проведения - тренинг. По окончании каждого занятия предусмотрены задания для самостоятельной работы. Программа предназначена для работы в группе или индивидуально; оптимальная численность группы - не более 10-12 человек; продолжительность занятий - до 40 минут. Периодичность занятий определяется самим психологом, но не реже одного раза в неделю. Программа рассчитана не менее чем на 14 часов. В зависимости от скорости приобретения навыков саморегуляции количество занятий может быть увеличено. Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий по теоретической части необходимы: бумага, карандаши, компьютер с колонками. Для проведения занятий практической части необходимы проветренное помещение, стулья или индивидуальные коврики, музыкальный центр. Помещение должно быть защищено от посторонних шумов и постороннего вторжения. Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и дискуссии по теме занятия либо соответствующего основного упражнения. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения). В процессе работы по программе ведётся наблюдение за подростками, как со стороны психолога, так и со стороны воспитателей. Кроме теоретического освоения материала можно оценить общее эмоциональное состояние подростков, применяя принятые для этого методики, например, карту наблюдения Стотта. По желанию психолога можно дополнить наблюдения, отслеживая результаты по методике САН или тесту Люшера. Программа прошла апробацию и доказала свою эффективность. Источник: http://socialforum.ru/zhurnal/article/2080/ | |
Просмотров: 2126 | |
Всего комментариев: 0 | |
| |