ПРОГРАММА « ДОРОГА В СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ» подготовка воспитанника реабилитационного центра к жизни в современном обществе » В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. С каждым днем растет количество реабилитационных центров для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию. У воспитанников – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная цель работы центров – помощь в социальной адаптации и реабилитации воспитанников. Назначение программы – дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни. Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста (но может служить и ориентиром для воспитанников дошкольного возраста в целях обеспечения преемственности), как с нормальным интеллектом, так и воспитанников с задержкой развития или обучающихся по школьной программе VIII вида. Содержание программы охватывает ряд ключевых направлений: 1. Культура поведения и азбука общения 2. Жилище, одежда, обувь, питание 3. Транспорт, торговля, связь 4. Личная гигиена, здоровье, ОБЖ 5. Учреждения и организации 6. Жизненное и профессиональное самоопределение 7. Ты и закон. Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников. В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах (специально выделены в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в жизнь воспитанников – уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д. Часть тем, по предварительной договоренности, берет на себя психолог, врач, социальный работник и т.д.) Далее представлен конспект занятия по программе из раздела: «Здоровый образ жизни», занятии №4 Занятие 4. «Без кайфа жизни нет ?» ДИСКУССИЯ: «ПОЧЕМУ ЛЮДИ КУРЯТ И УПОТРЕБЛЯЮТ АЛКОГОЛЬ?» 1. Как вы думаете, почему люди начинают курить и употреблять алкоголь? 2. Знают ли они, что это вредно для здоровья? 3. Как вы думаете, в чем причины того, что люди, зная о вреде та¬ бака и алкоголя, продолжают их употреблять? Четыре ступеньки, которые ведут в ад: Первая: спиртное нужно «для разрядки», количество выпитого растет, случаются провалы в памяти, о своем поведении, на котором отражается употребление алкоголя, приходится лгать. Человек начинает опаздывать на работу, задерживается в обеденный перерыв, раньше уходит, надолго покидает рабочее место. Его поведение меняется: он начинает раздражать коллег, болезненно воспринимает обоснованную критику, жалуется на жизнь, лжет; забывает сроки выполнения работы, совершает ошибки из-за невнимательности, производительность труда падает. Вторая: выпитого становится все больше, из-за этого появляется чувство вины, наутро дрожат руки; круг интересов сужается. Теперь воз¬никают проблемы в семье, на работе - никаких достижений, денег становится меньше; начальство уже успело сделать первое предупреждение; законы уже доводилось преступать (например, в нетрезвом виде садиться за руль). Такой человек все чаще не является на работу, все туманнее объяс¬няя свое отсутствие; начинает избегать друзей, занимать у коллег деньги, чаще берет бюллетень, необоснованно чувствует себя оскорбленным. Работоспособность становится скачкообразной: то - ровным счетом ничего, то — бурная деятельность; способность сосредоточивать внимание стано¬вится все хуже. От былой трудоспособности остается 75%. Третья: человек избегает разговоров о проблемах, вызванных употреблением алкоголя, попытки контролировать себя больше не дают никаких результатов, приемы пищи становятся нерегулярными. Теперь человек пьет и в одиночестве. Начальство начинает принимать дисциплинарные меры, в семье - серьезные проблемы вплоть до развода, сильно ухудшается финансовое положение. На работу человек часто не является или же, явившись, не возвращается с обеда. Поведение становится хвастливым, агрессивным или, наоборот, депрессивным; домашние проблемы переплетаются с проблемами на работе; начинается утрата этических принципов; возникают постоянные противоречия с законом. Трудоспособность сократилась наполовину. Четвертая: теперь человек верит, что его активность зависит от алкоголя. Поступает последнее предупреждение от начальства. В состоя¬нии сильного опьянения человек уже не раз попадал в вытрезвитель или больницу; на работе отсутствовал без уважительной причины помногу дней; начал пить прямо на рабочем месте, опустился внешне; возникли серьезные проблемы с деньгами и в семье; полностью утрачена профессиональная компетентность на работе. Трудоспособность - 25%. БЕСЕДА: «ПОДРОСТОК, НИКОТИН И АЛКОГОЛЬ» 1. Почему в подростковом и юношеском возрасте недопустимо курить и употреблять алкоголь? Эти вещества замедляют рост, а самое главное - нарушают умственную деятельность подростка: ухудшают память, мышление, внимание. 2. Если ваши друзья курят и предлагают закурить вам, что вы будете делать? 3. Вы пришли к другу на день рождения. На праздничном столе стоит бутылка красного вина. Как вы поступите, если вам предложат вы пить вина? 4. Считаете ли вы необходимым отмечать праздники с употреблением алкогольных напитков? Почему? 5. Почему так трудно бросить курить и употреблять алкоголь? ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ Коррекционные беседы с учащимися, склонными к употреблению табака и алкоголя. |