Главная » Статьи » Специалистам » Из опыта работы

Психологические аспекты коррекционно-развивающих компьютерных технологий
А.А. Андреев

Психологические аспекты коррекционно-развивающих компьютерных
технологий в системе психологической помощи школьникам
с умственной отсталостью



Гуманизация образования на современном этапе развития общества обострила проблему психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Теоретическим и методическим основам психологической помощи этой категории детей, поискам путей повышения ее эффективности посвящены исследования И. М Бажноковой, Л. С. Выготского, Е. С. Иванова, Д. Н. Исаева, В. В. Лебединского, В. И. Лубовского, И. И. Мамайчук, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьева, Л. М. Шипицыной и других. Сегодня психологическая помощь представляет собой сложную систему развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий раскрытия всех потенциалов психического развития личности и расширения границ взаимодействия с окружающей реальностью. Специфика психологической помощи детям с разными формами отклоняющегося развития обусловливается сложностью структуры и степенью тяжести дефекта, многофакторностью дизонтогенеза, а также индивидуальными личностными особенностями ребенка и социальным окружением. В этом случае выбор направления психологической помощи, конкретных ее технологий определяется задачей минимизации влияния первичного дефекта на психическое развитие, а также необходимостью устранения вторичных личностных реакций на имеющиеся психические или физические дефекты, на неадекватный стиль воспитания, госпитализм, определяется потребностью в оптимизации условий обучения и т.п. Большую роль в обеспечении эффективности психологической помощи в коррекционной психологии играет разработка специальных развивающих, обучающих, адаптирующих технологий. В настоящее время таких технологий уже существует достаточно много: это нейропсихологические технологии [Семаго М. М, Семаго Н. Я. 1998, 1999, 2000], технологии, направленные на коррекцию эмоциональной регуляции у школьников с проблемами в развитии [Лебединская К. С, Никольская О. С. 1991], на формирование сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности детей с двигательными нарушениям [Мамайчук И. И., 1997, 2000], на коррекцию коммуникативных функций и нарушенного поведения [Шипицына Л. М., 1996,2001] и другие.

Как показывает практика, традиционные коррекционно - развивающие технологии не всегда оказываются достаточно эффективными и часто требуют больших временных и физических затрат как от ребенка, так и от психолога. Одним из возможных путей решения этой проблемы можно считать включение компьютерных технологий в общую систему психологической помощи. В исследованиях ряда авторов подчеркивается очевидное достоинство использования компьютерных программ в специальной психологии [Беляева А. В., 1994; Куликова Е. А., 1999; Войскунский А. В., 1994; Горовец Ю. М., 1998]. Преимущество компьютерных технологий заключается в том, что они способствуют формированию самостоятельности и инициативы в процессе психокоррекции, являются мощным стимулом и создают условия для спонтанного развития, как правило, не реализующиеся у детей с проблемами. В то же время другие исследователи отмечают выраженные их недостатки и высказываются за ограничения, вплоть до полного исключения [Дж. Гриффит, 1992; А. Карпов, 1997; Э. Г. Скибицкий, 1997; Л. Д. Чайнова, 1994]. Неоднозначность отношения к целесообразности и правомерности использования компьютерных технологий в практике специального психолога, противоречивость оценок результатов их воздействия в значительной мере обусловлены недостаточной теоретической, методической и экспериментальной базой исследования этой проблемы. Построение общей системы использования компьютерных технологий требует ответа на ряд вопросов, среди которых наиболее актуальны следующие: раскрытие взаимосвязи между видом дизонтогенеза и эффективностью компьютерных коррекционных технологий; выявление сфер психического развития, чувствительных к компьютерной форме коррекции, а также определение условий и разработка специальных организационных принципов для оказания психологической помощи с использованием компьютерных программ. При всем многообразии подходов к изучению эффективности психологической помощи в специальной психологии отсутствуют исследования, посвященные сравнению возможностей компьютерных коррекционных технологий при разных видах дизонтогенеза, в частности при умственной отсталости.

Под компьютерной технологией в структуре психологической помощи мы понимаем совокупность взаимосвязанных субъектно-личностных, технических и организационных элементов, включающих в себя:

· ребенка с ограниченными возможностями здоровья как объект психологической помощи;

· компьютер с его системными и специальными программами;

· приемы активного взаимодействия ребенка с компьютером;

· специальные обучающие и контролирующие условия;

· психолога-тьютора.

Таким образом, оказание психологической помощи детям с проблемами в развитии является актуальной задачей специальной психологии, решение которой во многом определяется выбором адекватных средств коррекции и развития. Традиционно коррекционно-развивающие технологии, широко используемые сегодня, обладают локально направленным воздействием, что определяет позитивные изменения преимущественно в одной какой-либо сфере психического развития: познавательной, либо эмоциональной, либо коммуникативной. Кроме того, большинство известных коррекционных приемов адресовано строго определенной форме отклонения (например, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для умственно отсталых, для слабовидящих и т. д.).

В последнее время расширяются поиски путей по оказанию системной помощи, предполагающей эффективное воздействие на психическое развитие в целом. Это отчасти связанно с ростом числа лиц с сочетанными нарушениями, а отчасти - с расширением изучаемых аспектов патологического развития.

Анализ доступных нам исследований в нашей стране и за рубежом позволил предположить, что комплексным коррекционным эффектом могут обладать компьютерные технологии. Наряду с этим взаимодействие с компьютером может привести к позитивным изменениям психического развития при разных формах его отклонения. Однако эффективность компьютерных и традиционных коррекционных технологий в этих аспектах не сопоставлялась.

Анализ специальной литературы и собственный практический опыт дали основание для понимания того, что только компьютерные технологии вряд ли смогут решить все коррекционные и развивающие задачи и полностью компенсировать имеющиеся отклонения. Они представляют собой лишь один из элементов системы психологической помощи, хотя и достаточно эффективный.

Гармонизация психического развития, в нашем понимании, выражается в повышении познавательной активности, в упорядочивании поведенческих и эмоционально-личностных проявлений, в повышении общей мотивации, а также в установлении структуры согласованных взаимосвязей между ними. Эмпирическими показателями гармонизации развития служили:

· различия в выраженности изменений интегральных показателей психического развития в группах умственно отсталых детей, при компьютерном и традиционном коррекционном воздействии;

· сдвиги показателей психического развития в группах умственно отсталых детей, после проведения компьютерных занятий относительно их начала;

· перераспределение детей по уровням успешности выполнения задания относительно исходного;

· установление согласованных взаимосвязей между интегральными компонентами психического развития.

Для умственно отсталых детей специфичен рост сформированности социально-бытовых навыков, представлений о пространстве и объема внимания. Можно предположить, что интерактивная среда, создаваемая компьютерными технологиями, посредством виртуального выполнения знакомых операций, и при отсутствии механического повторения и назидательности, присущих традиционным занятиям, создает условия для более успешного формирования социально-бытовых представлений и свойств внимания. Как показывает исследования, ключевым признаком гармонизации является формирование позитивной мотивации к компьютерному воздействию и коррекционно-развивающему процессу в целом. Это отчетливо проявлялось в поведении детей с умственной недостаточностью, в особенностях их взаимодействия с компьютером и психологом. Эффект позитивной мотивации распространялся не только на учебный и коррекционный процесс, но и на взаимоотношения с родителями.

Еще одним показателем гармонизации можно считать повышение инициативы и самостоятельности детей в преодолении возникающих сложных игровых ситуаций. Вероятно, взаимодействие с компьютером способствует усилению субъектной роли ребенка. Специфика компьютерных технологий и организация психологической помощи позволяет детям с трудностями в установлении контактов, обусловленными особенностями психического развития, перейти на диалогическое общение. В этом случае ребенок с проблемами в развитии выступает как полноправный партнер, а также инициатор установления и поддержания контактов. Он в меньшей степени нуждается в поддержке и ориентирован на внешнюю помощь. Использование традиционных технологий сохраняет ориентацию ребенка на постоянную помощь со стороны взрослых.

Важно отметить, что общим признаком изменения психического развития при использовании компьютерных технологий в структуре психологической помощи явилось позитивное изменение его поведенческого и познавательного компонентов, усиление общей активности и эмоциональной регуляции целенаправленной деятельности.

Появление общих тенденций в изменении психического развития, прежде всего его мотивационного и поведенческого компонентов, можно предположительно рассматривать как отражение существующего у детей с ограниченными возможностями социально-психологического и личностного потенциала, который актуализируется благодаря особым техническим и организационным условиям психологической помощи с использованием компьютерных коррекционно-развивающих технологий.

К особым техническим и организационным условиям, обеспечивающим гармонизацию и комплексность, по нашему мнению, относятся:

· игровая компьютерная ситуация, позволяющая многократное повторение с поиском субъективно оптимального варианта;

· отсутствие категоричности в оценивании процесса и результатов

· выполнения заданий;

· опосредованное участие психолога-тьютора в управлении и контроле игрой;

· эмоциональная включенность;

· высокая субъективная значимость игровой ситуации.

Таким образом, компьютер представляет собой неотъемлемую часть общей культуры современного человека. Он расширяет возможности коммуникаций, являясь не только источником информации, но средством общения. Овладение компьютером детьми с проблемами в развитии ускоряет процесс социализации, делая обучение более доступным и комфортным, упрощая самостоятельный поиск необходимых сведений, оптимизирующий процесс интеграции.





Библиографический список


1. Арестова, О. Н., Бабанин, Л. Н., Войскунский, А. Е. Специфика психологических методо в условиях использования компьютера. М.: - МГУ, 1995. - 109 с.

2. Баскакова, И. Л. Внимание школьников-олигофренов. - М.:МГПИ, 1982.-69 с.

3. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 148 с.

4. Беляева, А. В., Коул, М. Компьютерно - опосредованная деятельность и проблемы психического развития. // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 2.

5. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М.: Педагогика, 1997.-104 с.

6. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.

7. 3анков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1939.-154 с.

8. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном образовании. Проблемы. Поиски. Подходы. // Дефектология. - 1994. - № 5. - с.3

9. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе. //Дефектология. - 1994. - № 6. - с.59

10. Кукушкина О.И. Программа «Мир за твоим окном». // Дефектология. -1996.- №5 - с. 65.

11. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. «Календарь» - специализированная компьютерная коррекционно-диагностическая среда для младших школьников. //Дефектология. - 1997. - № 4. - с. 48 развития детей. - М, 1989.

12. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 167 с. 80.

13. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001.

14. Певзнер М. С. Дети - олигофрены. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 486 с.
Категория: Из опыта работы | Добавил: pp00089 (05.12.2010)
Просмотров: 4195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
КГБУ СО Центр социальной помощи семье и детям "Лесосибирский" (c) 2015 / Используются технологии uCoz