Главная » Статьи » Специалистам » Из опыта работы |
Трудные дети
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Театры бывают
разные по жанру: драматические, пантомима, кукольные и.т.д. Театр помогает человеку
понимать себя и других, дает возможность посмотреть на жизнь со стороны и в то же время заглянуть
в глубь ее. С 2006 года мы решили, что театр должен быть
обязательно в нашем учреждении. Ведь
здесь находятся дети
из неблагополучных семей, с нарушенной психикой, с вредными привычками, одним словом можно
сказать дети со сложной судьбой. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми
требуют от воспитателя, прежде всего развитого профессионального мышления, педагогической
рефлексии, которая включает осознание себя, детей и той работы, которой он занимается. Работая с детьми приходиться учитывать скованность,
быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. Поэтому
сначала просто
хотелось выявить основные проблемы девиантности детей и попробовать решить их, выдвинув на
первый план ложный мотив, поучиться на «артиста», затем стали вырисовываться
иные подходы. Например: уделяя большое внимание особенностям конкретной
личности, не справляющиеся с какой-то ситуацией, стали
задумываться над тем, что стоит за детскими страхами, агрессивностью, тиками и.т.д. Результатом,
которых мог быть испуг,
ссоры родителей, лишение родительского внимания. В общем, мало ли что случается в жизни детей.
Одни переживают без ущерба для психики, другие становятся невротиками. Нервный ребенок это просто
букет поведенческих
изъянов. Поэтому, понаблюдав за ними, мы решили, что должны попытаться театрализованной
деятельностью исцелить их больные, исковерканные души, сделать так, чтобы театр помог
поверить детям, что есть
на земле доброта, любовь, забота, радость, дружба.
Именно как метод театрализованная деятельность не
относиться к числу групповых скорее ее можно определить, как
индивидуально-групповой метод, в основу которого положен принцип предоставления всем детям равных
возможностей для участия.
Таким образом, осуществляя работу по театральной деятельности, которая направлена на развитие
психических процессов мышления, внимания, воображения; воспитание
эмоционально-нравственных, этических, гуманистических чувств; формирование представления о
честности, справедливости;
на развитие способности анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев
художественной литературы. Нами были поставлены следующие задачи:
-
пробуждать активный интерес и любовь к театральной деятельности,
развивать правильное ее восприятие. -
формировать чувство и
представление детей, стимулируя
нервно-
эстетические переживания. -
развивать творческие способности, эмоционально-чувственную, эмоционально-волевую сферу,
способствуя к эмоциональной отзывчивости.
- обучать
способам и навыкам вождения кукол.
- развивать чувство
коллективизма,
ответственности друг за
друга,
формировать опыт нравственного поведения. - воспитывать
художественный вкус.
Очевидно, что на основе театральной деятельности
можно реализовать практически
все задачи коррекционного воспитания, развития, обучения. Взрослые
должны знать, что из своего опыта жизни выбрать и чем поделиться с ребенком, как
расширить границы его познания. В этой ситуации на помощь приходит театр кукол, в котором
четко фиксируются
различные ситуации. Занимаясь с детьми, иногда наблюдались случаи отказа от участия в
спектаклях, они мотивировали отказ тем, что им не интересно, однако мы понимали, что это
происходит в силу их психических особенностей: боясь принимать участие в групповой деятельности
и неуверенность в
своих силах, не желание трудиться, преодолевать себя. Как помочь им преодолеть не
уверенность в себе, научить их общаться со сверстниками и взрослыми, заинтересовывая привлечь к труду? Поэтому решили помочь приобрести детям навыки
в сфере чувств, ума и воли, а главное - создать между взрослыми и детьми, отношения доброты, сердечности и любви. Стремление
помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации, справится с возникшими проблемами,
иначе боязнь общения,
замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками - всё это как снежная
лавина обрушивается, загоняя в мир страхов и сомнений. Вообще же атрибуты именно кукольного
театра, на наш взгляд,
являются идеальным инструментом психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму,
говоря от лица куклы и потому, не страшась уличения, ребёнок получает уникальную возможность
целительной исповеди
без малейшего ущерба для своей и без того хрупкой психики. Для этого мы используем разнообразные
приёмы: назначение на главные роли более робких застенчивых детей, распределение ролей по карточкам
ставим агрессивного ребёнка в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго, -
это даёт возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность
именно неагрессивного,
ненасильственного поведения. Проигрывание в парах, выбор детьми роли по желанию и т.
д.
Проблема вредных привычек для нас
очень актуальна, и здесь можно сказать, что театр это не горькое лекарство для детей направленное на профилактику, каждый спектакль
проходит под знаком той или иной ведущей темы. Например, по профилактике табакокурения
поставлен спектакль
« Как медведь трубку нашел», с целью воспитания культурно-гигиенических навыков «Маша
обедает», культуры общения «Подарок». Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и
эмоционально переживать
поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет, на развитие сферы чувств. Решая задачу
воспитывать оценочное отношение к увиденному спектаклю, к собственному исполнению роли,
побуждая к самостоятельным действиям, анализировать персонажей, высказывая свои
впечатления. Здесь
возникает проблема выбор детьми роли, кто будет играть отрицательного героя, поскольку
положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются. Дети в
большинстве случаев хотят исполнить добрых, сильных и находчивых персонажей
поэтому, наблюдая за ребёнком используя индивидуальный подход, делаем так, чтобы каждый из детей исполнял, как отрицательные роли,
так и положительные.
Спектакль, который играется после
всего десяти или двенадцати репетиций - это, конечно же, сильнейший стресс для детей психически неуравновешенных, но они должны
его пережить. Важно чтобы переживания были вознаграждены «убедительной победой», т. е.
удовлетворением собственной
постановкой театра, положительной оценкой со стороны зрителей. С полной уверенностью можно сказать, что в ходе постановки
спектакля стоит атмосфера творческой приподнятости, где важнейшим моментом является процесс репетиций,
процесс творческого переживания и воплощения. Здесь в систему коррекционной работы мы включаем
упражнения-этюды, которые способствуют
выражению разных эмоций, воспроизведение
отдельных черт
характера: лживость, противоречивость, наивность и т. д., имитацию движений персонажей, при
этом у детей совершенствуется координация, повышается активность речедвигательного анализатора, балансирует процессы возбуждения
и торможения.
Но мы не ошибёмся, если скажем, что атмосфера творческой
приподнятости царит и во время работы над изготовлением куклы для спектакля. Создание, которой
является одновременным видом
художественно-трудовой
деятельности. Все
процессы, которой требуют особой
тщательности, точности. Творчество детей
в ходе изготовления куклы - это целенаправленный труд, в котором особую роль
играет воображение - именно оно порождает образы. Процесс создание игрушки для кукольного театра, помимо
диагностического и воспитательного
может иметь терапевтическое значение. Мастеря куклы, дети для себя делают множество открытий это, и
есть тот «первичный язык» с помощью которого можно выразить свои чувства,
сомнения, отразить конфликтные моменты. Передовая действия героев, тем самым
они учатся предвосхищать собственные
действия, видеть их последствия, в какой-то мере решать проблемы, возникшие во взаимоотношениях с людьми. Работа над
игрушкой способствует воспитанию воли, усидчивости, дети учатся планировать свою деятельность с учетом общей цели.
Таким образом, участие в театрализованной деятельности
доставляет детям радость,
вызывает активный интерес, увлекает их. Они становятся сплоченнее, терпимее друг к другу.
Все выше изложенное позволяет сделать следующие выводы: театрализованная деятельность один из
самых эффективных
способов коррекционного воздействия, позволяющее решать многие задачи. Результатом,
которых является полное или частичное приобретение ребёнком нравственных взглядов позиций,
проявляющихся в разных формах поведения; сочувствия, доброта, понимания
потребностей и возможностей.
У некоторых уменьшились приступы агрессии. Дети приобрели культурно-гигиенические навыки и привычки
(умываться, чистить
зубы, следить за своим внешним видом и т.д.). Стёрлись желания сквернословить, употреблять
нецензурную речь. Дети-подростки утвердились в своих взглядах и позициях. В целом
театрализованная деятельность
помогает преодолеть свойственный нашим детям эгоцентризм, фиксацию на своем «Я», обращает
лицом к миру, и тем самым возвышает в собственных глазах. А для нас позволяет встретиться со
сложным душевным
миром ребенка и, не упрощая этот мир, сделать его более гармоничным. | |
Просмотров: 2850 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |