Главная » Статьи » Специалистам » Из опыта работы |
Вечерний огонёк
Вечерний «огонёк» В группе «Дюймовочка» проживают
дети дошкольного и младшего школьного возраста. Большинство детей нашей группы
- дети девиантного поведения, проявляющие агрессию как физическую, так и
вербальную. Пытаясь преодолеть негативное
влияние факторов социального сиротства для снятия напряжения и агрессии, мы
используем в своей работе методику
"Вечернего огонька". На "огоньке" всегда должно быть тепло, уютно и душевно. Педагогический смысл
"огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки
коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить
искусству разговора. "Огонек" - это тесный
круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге
каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца -
одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей
мысли, чувства, тепла. "Огонек" - это форма задушевной, искренней беседы,
а она не должна сопровождаться сумрачной обстановкой. Не обязательно дожидаться
поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи. Для "огонька" можно
выбрать просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно
и комфортно говорить. Задачи огонька: 1. Побуждение
взаимной эмпатии (расположения, добрых чувств, интереса, желания быть вместе и
помогать друг другу); 2. организация
переживания первого ощущения сплоченности, совместности; 3.организация
упражнения в рефлексии (объекты: я сам, моя группа, мой центр, я в группе и
центре); Для вечернего "огонька" существуют правила: 1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к
"огоньку". 2) Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне
вокруг огня, который находится в центре. Основной, самый главный элемент "огонька" - анализ
прожитого дня. После того как к свече в круг подсел последний человек,
воспитатель пускает по кругу зажженную свечу с темой огонька. (задавая
наводящие вопросы). Каждый ребенок, должен ответить на следующие вопросы: 1.
Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня
дело? 2.
Что сегодня в нашей группе было хорошо? 3.
Что было не очень хорошо и даже плохо? 4.
Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше? Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если
кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый. Когда всё запланированное исчерпано, прозвучит
заключительное слово воспитателя, проводим заключительный ритуал: цветопись
настроения. Дети обозначают свое настроение за день цветом. Цветовой ковер дает
возможность увидеть в цвете настроение ребенка. Можно проследить, как
эмоционально дети откликаются на ту или иную ситуацию, на какое-то событие в
коллективе. Можно посмотреть, существует ли единство в переживаниях детьми значимых
ситуаций. Используем интерпретацию цветов:
Мы можем отметить
только положительное влияние данной методики на воспитательный процесс. Дети
становятся более раскрепощенными, коммуникабельными, доброжелательными друг к
другу, педагогам и обслуживающему персоналу. Огоньки многократно повышают свой
педагогический потенциал, если проводятся именно как система, если сформированы
традиции их проведения, и ребята осознают возможности огонька как средства
общения, средства своего личностного роста и влияния на жизнь группы, и в целом
Центра. Воспитатели группы "Дюймовочка" Л.А.Ракова Т.В.Буданова
| |
Просмотров: 1776 | |
Всего комментариев: 0 | |
| |