Моделирование гуманистической воспитательной системы стало сегодня одной из важнейших задач социально-реабилитационного Центра. В процессе моделирования большое внимание мы уделили обновлению содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современных психолого-педагогических исследований.
Эти задачи будут эффективно реализованы, цель достигнута тогда, когда они осуществляются как система.
Система представляет единство элементов, связанных друг с другом и с целым. Воспитательную систему мы рассматриваем и осуществляем на трех уровнях: содержательном, методическом и социальном.
В нашем Центре система воспитания на содержательном уровне включает виды воспитания, отраженные в типовой программе, в частности: социальное, познавательное, эстетическое, физическое.
В социальном развитии акцентируется социальная компетентность (социальная зрелость) ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов. В качестве основы социального развития рассматривается общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение выступает как главное условие усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и родине, как основ формирования его самосознания.
Повседневное общение воспитателя с детьми, совместная деятельность строятся на основе доброжелательности и взаимопонимания. Они вызывают у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на их основе, чувства, способствуют формированию личности ребенка.
В познавательном развитии у детей формируется умение выбирать необходимую информацию, обобщать способы, средства построения собственной деятельности, способности видеть общее в единичных явлениях и находить самостоятельные решения возникающих проблем.
В основе ознакомления с окружающим лежит не столько задача получения знаний, сколько формирование действенного, бережного и ответственного отношения ко всему живому, которое дает начало культуре природосообразного поведения человека.
Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка.
Дети учатся чувствовать красоту окружающей природы, предметов, созданных руками человека, произведений искусства. Рождается чувство уважения к человеку – творцу, деятелю. Главным фактором этих ценностей выступает общение с предметами искусства и собственная художественная деятельность детей.
В разделе «Физическое воспитание» заложены начала здорового образа жизни, физической культуры, воспитания у детей потребности в физическом самосовершенствовании. У дошкольников развивается способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды, представления о своем теле, позволяющие сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности. Поэтому любая деятельность педагога пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Воспитатели центра ведут постоянный поиск эффективных средств совершенствования, развития двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движениях.
Воспитатель с учетом собственного профессионального опыта и возможностей детей, ориентируясь на заданный базис развития, может творчески построить свою воспитательную деятельность.
Методический уровень предполагает проведение мониторинга проблем и результатов воспитания с помощью диагностического материала, выявляющего уровень развития детей, профессионализм педагогов, их педагогическую культуру.
Результатом воспитания выступает воспитанность – реальный уровень социальной адаптации, достигнутый ребенком, позволяющий ему жить в гармонии с самим собой, обществом, природой.
При отслеживании результатов, мы учитываем, что любое достижение ребенка на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы, выявляются темпы его развития.
Цели достигаются путем реорганизации окружающей среды и создания новых возможностей обучения для воспитанников.
Отслеживание результатов проводится два раза в год (октябрь, апрель месяц), определяются уровень «ближайшего развития» воспитанников.
Критерии:
- состояние здоровья детей, тенденции в его изменении,
- комфортное психологическое самочувствие воспитанников и педагогов, их отношение к центру и степень включенности в жизнедеятельность коллектива,
- развитие потенциальных возможностей воспитанников, переход на его новые уровни.
Методы отслеживания: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностирование.
Методики изучения уровней развития различных категорий, карты индивидуального развития воспитанников, «модель выпускника» (см. приложение).
Основные критерии эффективности воспитательной работы с коллективом групп и оценки успешности деятельности воспитателя.
Свидетельствами эффективности в работе являются:
уровень организации детского коллектива (дисциплина, четкая организация самообслуживания);- уровень учебной мотивации;
- разнообразная и интересная для воспитанников внеучебная жизнь группы;
- постоянный рост уровня воспитанности детей, определяемый умением воспитателя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;
- уровень развития группы (ее сплоченность, поддержка друг друга, заинтересованность в общегрупповых делах, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время, развитость общественного мнения, характер связей в коллективе, активность и инициатива при участии в делах класса и в делах школьного коллектива, воспитательное влияние коллектива на его членов);
- степень развития сотрудничества группы с воспитателем (уровень взаимного доверия, степень включенности воспитателя в дела группы, наличие актива и взаимодействие актива и воспитателя, взаимное развитие инициативы и творчества);
- взаимосвязь с родственниками воспитанников;
- глубина и серьезность работы с трудными учащимися, оказание им педагогической поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;
- занятость воспитанников в кружковой деятельности, спортивной секции города;
- расширение городского пространства для ребенка;
- комфортность и защищенность каждого воспитанника в Центре и школе.
Свидетельством успешности деятельности воспитателя Центра являются:
высокая эффективность в работе с коллективом группы в соответствии с перечисленными выше критериями;- проявление и развитие творческой индивидуальности воспитателя, наличие у него авторской педагогической технологии;
- стиль отношений с воспитанниками, определяемый, прежде всего, личностью самого воспитателя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с воспитанниками;
- степень его включенности в жизнь группы;
- степень владения умениями и навыками профессионального воспитателя (умение поставить цели, спланировать работу, осуществить ее, оценить, проанализировать, сделать выводы и поставить новые задачи);
- степень сотрудничества и сотворчества с группой;
- умение воспитателя заинтересовать воспитанников своими увлечениями, умение организовать интересный культурный совместный досуг;
- ведение одного из курсов программы социальной адаптации детей центра, разработка проекта по данной теме;
- взаимный интерес воспитателя и воспитанников друг к другу, любовь и уважение ребят к своему руководителю.
Социальный уровень предполагает построение связей с другими институтами, участвующим в процессе воспитания.
Центр исполняет требования государственных стандартов по охране прав и интересов воспитанников:
устанавливает контакты с представителями государственных органов управления, общественными организациями, учебными заведениями, службами по социальной защите детства, со всеми структурами, в которых необходимо представлять интересы воспитанников;- обеспечивает соблюдение прав детей в школе, в отношениях с родственниками, отстаивает юридические и финансовые интересы воспитанников перед государственными и общественными структурами;
- производит сбор документов, необходимых для решения жилищных вопросов и вопросов юридического статуса ребенка, работает со службами социальной защиты населения;
- оформляет пенсии по утере кормильца; документы на взыскание алиментов, лишение родительских прав, розыск родственников, признание последних безвестно отсутствующими.
Таким образом, защита прав и интересов воспитанников обеспечивается самой организацией центра, созданием комфортных жилищно-бытовых условий, личностно ориентированной моделью взаимодействия взрослых и детей, необходимым медицинским и материальным обеспечением, организацией деятельности административно-педагогического, медицинского и обслуживающего персонала в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», семейного законодательства, подзаконных актов об организации образовательной деятельности и Устава Центра.
Воспитанники Центра имеют социально-правовой статус детей – сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо дети из семей находящихся в социально опасном положении, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, что даёт им законное право на содержание в Центре, государственное обеспечение, предусмотренные законом выплаты, права, льготы и гарантии.
С целью реализации права детей на удовлетворения потребности в эмоциональном общении и права на общение с родственниками в Уставе Центра определены «отношения с родителями и другими родственниками воспитанников».
Мы считаем, что функционирование воспитательной системы возможно только при взаимосвязи и взаимодействии всех трех уровней.
Особенности воспитательной системы центра
При всё увеличивающемся количестве исследований, посвященных школьным воспитательным системам, до сих пор отсутствуют работы, главной темой которых была бы воспитательная система Центра. В сегодняшнем мире, когда число детей – сирот в нашей стране неуклонно растет, эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость. Наши исследования свидетельствуют: воспитательная система центра, имея ту же сложную структуру (цели, деятельность, субъект деятельности, отношения, среда, управление), что и школьная, обладает рядом существенных отличий от нее.
Функции и цели воспитательной системы
Воспитательная система Центра выполняет ряд важнейших функций, имеющих свою специфику:
развивающая – в условиях Центра направлена на создание условий для полноценного развития воспитанников, на «гармонию их развития» (Л.Н. Толстой), чего они были лишены в дезадаптированных семьях, на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии, поддержку процессов раскрытия и самовыражения их способностей;- компенсаторная – предполагает создание условий в Центре для компенсации у воспитанников последствий различных видов депривации, которым они подвергались с рождения, и педагогической запущенности;
- защитная – направлена на нейтрализацию негативных воздействий дезадаптированных семей и факторов окружающей среды на личность ребенка и его развитие, повышение уровня социальной защищенности воспитанников в условиях их пребывания в Центре, в экстремальных условиях дезорганизации и деструктивных тенденций в обществе;
- корректирующая – заключается в осуществлении педагогически и психологически целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника, испытавшего различные виды депривации, с целью позитивного влияния на формирование его личности;
- регулирующая – связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности воспитанника, имеющего серьезные проблемы в личностном развитии, на развитие детского и взрослого коллективов.
Таким образом, в связи с особенностями личностного развития воспитанников, учреждения в целом, особенностями его функционирования, на первое место в целеполагании выходит создание условий для ликвидации последствий различных видов депривации.
Деятельность
Воспитательная система включает в себя всю совокупную деятельность Центра: дошкольную познавательную деятельность, внешкольную познавательную деятельность детей, деятельность воспитанников по интересам, игровую трудовую, деятельность по развитию детского самоуправления и другие виды деятельности. Не все они являются одинаково значимы для воспитанников Центра и способны стать системообразующими.
Основные виды деятельности в Центре должны быть направлены на позитивное развитие ребенка, т.е. на развитие его интеллекта, нравственности, эмоционально-волевое развитие, в том числе развитие самостоятельности, а также его физическое развитие. Особую роль в этом процессе играют следующие виды деятельности: познавательная, деятельность по интересам, трудовая, игровая.
Познавательная имеет особое значение для детей, имеющих серьезные проблемы в развитии познавательной сферы. Главную роль в полноценном развитии личности играет познание себя (своих психофизических способностей, особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни), а также познание и принятие окружающего мира, внешнего образа мира, позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен).
Деятельность по интересам: для детей, у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи разного рода (а это становится серьезным препятствием на пути взаимодействия ребенка с другими), деятельность по интересам предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях. Деятельность по интересам для детей – это путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения.
Трудовая: труд для воспитанников Центра – важнейшее средство реабилитации. Поэтому жизнедеятельность в центре должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности: от самообслуживания до коллективно значимой деятельности. Особое место в овладении трудовыми навыками в Центре должна занять профессиональная ориентация.
Игровая: важнейшее средство развития воспитанников. В игре ребенок живет, и следы этой жизни остаются в нем глубже, чем следы действительной жизни, в которую он еще не может войти по причине сложности явлений.
Мы относим игру к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, являясь полноценным субъектом деятельности. В процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и сами решают их. Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Однако жизнь этих детей была лишена игры и нормального развития. Дети–сироты принадлежат к той категории детей, которые в детстве «не доиграли». Дети–сироты практически не умеют играть. Научить их различным видам игровой деятельности – задача психологов и педагогов центра.
Субъекты деятельности
Воспитанники Центра как субъект воспитательной системы обладают рядом особенностей личностного развития.
Причины, оказывающие негативное влияние на воспитанников Центра.
1. Замкнутость внутри Центра:
- узкий круг общения;
- пространственное однообразие;
- развивающая среда на начальных этапах формирования;
- ограниченный запас социальных знаний, строгие иерархии подчинения;
- ограничения в познании окружающего мира естественным путем (прогулки, свободное общение со сверстниками, отрицательный опыт и т.д.);
2. Изолированность от внешнего мира:
- ограниченный набор средств для познания окружающего мира (посещение новых мест, новые впечатления, наблюдение за животными, нормированный телевизор, звуковое однообразие и т.д.);
3. Психологическая усталость:
- гиперопеки;
- невозможность побыть одному;
- совместное проживание;
- постоянный набор занятий по интересам и игр (невозможность делать то, что хочется делать именно сейчас);
- постоянное регламентирование всех этапов жизни (режим дня);
4. Депривационное влияние:
- отлучение от матери;
- отсутствие семейных связей;
- потеря своей индивидуальности и значимости;
- физическое и психическое здоровье;
- наличие хронических заболеваний;
- наличие органических поражений ЦНС;
5. Результаты негативного влияния:
- низкий уровень развития наглядно-образного мышления;
- нарушение глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых;
- всем остальным окружающим миром;
- лишены необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение (формируется привычка к «поваловому» выполнению чужих указаний);
- тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства;
- обедненная среда («сенсорный голод»), отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но всей его личности, всех сторон психики.
В конечном итоге мы имеем в разной степени выраженности проблемы в личностном развитии детей.
1. Познавательная сфера:
- большой разброс интеллектуальных возможностей детей: от необучаемости до высоких возрастных норм освоения программного материала;
2. Общение:
- отставание в развитии речи;
- каждая из 4-х форм общения растягивается во времени, особенно трудно проявляется внеситуативно-познавательная форма;
- высшая форма – внеситуативно-личностное общение также ограничено рамками проживания в воспитательном учреждении;
- все общение с любыми взрослыми направлено на привлечение желания любыми путями угодить, назойливость и приспособленчество, если это не удается, демонстративное равнодушие;
- в общении со сверстниками очень редко настоящие дружеские отношения, чаще кратковременные приятели;
- каждый сверстник – соперник под «солнцем взрослого»;
3. Личностное развитие самосознания:
- неадекватная самооценка и самокритичность, с трудом осознаются физические возможности, качества переживания;
- соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении требуют постоянной поддержки взрослого;
- нравственные нормы выполняются в присутствии воспитателей, в свободной ситуации осознаются редко;
- эмоциональные проявления носят двоякий характер: один впадает в истерику и на этой волне пытается занять особое место у взрослого, другие «уходят в себя» и потихоньку мстят;
- общее эмоциональное неблагополучие;
4. Продуктивная деятельность:
- ограниченный набор возможностей для самовыражения в рисунках, поделках, конструкциях ограничивает область творческих проявлений;
- сюжеты однообразны и стереотипны, заключены в рамки приличных ролевых взаимодействий, с трудом подхватывают идеи других, в играх – придумках повторяют известные фрагменты;
- правила в играх выполняют до угрозы проигрыша, даже устанавливают свои, контролируют других, сами всегда правы.
Сотрудники Центра должны учитывать специфику становления личности этих детей и ориентировать социальное окружение на решение их проблем.
Отношения
Отношения в Центре формируются по типу семейных отношений на основе любви, заботы и взаимопонимания. Так же, как в хорошей семье, дети должны чувствовать себя, безусловно любимыми и защищенными.
Воспитателю иногда трудно вести с ребенком диалог по поводу его переживаний.
В связи с этим возникает потребность в воспитании педагога нового типа, способного к безоценочному принятию и признанию ребенка, к организации эмоционального взаимодействия с ним. Под безоценочным принятием нами понимается:
обращение к ребенку только по имени, так как это является мощным стимулом установления контакта;- вербализация чувств, т.е. их отражение в речи;
- «присоединение» к душе ребенка: способность оценить себя с позиции ребенка;
- эмоциональное отражение его состояния, где обязательным компонентом выступает «активное слушание»;
- психологическое «поглаживание»: «Ты хороший».
Работа с педагогами рассчитана на актуализацию способности не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком, объяснить, а главное – прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации. Главным для педагога является, вне зависимости от возраста и обстановки, способность поставить себя на место ребенка, а затем проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, поведение. Одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки педагога мы считаем тренинги на развитие компетентности межличностного профессионального поведения в общении.
Практический опыт показывает, положительное отношение к себе не только не препятствует позитивному отношению к другим людям, но и является его необходимым условием. Только в человеке с оптимально развитым самоуважением сильно выражены вера в свои силы и возможности, доверие к себе и миру, независимость, честное отношение к себе, стремление к искренности в проявлении своих чувств. Одновременно у такого ребенка менее выражены страх и тревожность, боязнь неуспеха, негативные оценки, чувство вины, ощущение себя пренебрегаемым, обиженным и беззащитным. Открытие в себе внутреннего мира приводит ребенка к осознанию и принятию внутреннего мира в других людях. Только научившись видеть в себе индивидуальность, распознавать свои чувства и состояния, ребенок окажется способным с пониманием и уважением относиться к окружающим.
Целостное развитие ребенка мы видим в условиях, создающих прецедент межличностного общения со взрослым. Выступая в отношении к дошкольнику носителем социального опыта, взрослый включает его в пространство общения. Его педагогическая направленность очевидна. Гуманное отношение к ребенку выражается в принятии его активности как полноправного субъекта образовательного процесса. Собственная активность ребенка есть необходимое условие приобретение знаний о себе. Целенаправленное формирование образа «Я» личности предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого ребенка проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально взрослые сообщают ребенку, что верят в его силы и способности. Однако, по нашему мнению, ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо. В своем стремлении поддержать ребенка педагог должен не только рассматривать события (поступки) в целом, но и стараться выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Такая поддержка основана на вере в способность ребенка преодолевать негативное соотношение при помощи значимых для него взрослых.
Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравиться взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по прежнему уважаю тебя как личность». Если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы педагогу, именно педагог должен помочь ребенку понять, почему так происходит. Необходимо показать, что неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Например, такую, которая поможет ребенку выбрать задания, с которыми он, с точки зрения педагога, способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех.
Достигнутый успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у взрослого.
Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания его промахов.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношение с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.
Следует отметить, что взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.
Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различия между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-либо очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке что-либо сделать или при небольшом прогрессе. Когда взрослые выражают удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или предпринять новые попытки. Он получает удовольствие от самого себя.
Таким образом, в отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
Главным итогом психологической поддержки, основанной на вере в ребенка, является воспитание успешной, самоценной личности.
Среда системы
В отличие от школы учреждения общественного воспитания являются учреждениями закрытого типа. При коллективном характере воспитания, высокой степени регламентации жизни детей это негативно сказывается на личностном развитии воспитанников подобных учреждений. Поэтому при формировании гуманистической воспитательной системы Центра мы поставили следующие задачи: сделать систему более открытой, расширить «среду обитания» воспитанников, интегрировать систему во внешнюю среду, установить постоянные и глубокие контакты с социумом.
СТУПЕНИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
I ступень воспитания связана с изучением и развитием задатков ребенка. Определяются физический и психофизический уровень и проблемы развития, степень социальной активности и коммуникабельности, интеллектуальные возможности. На основе индивидуально-неповторимого опыта ребенка формируется комплексная программа его становления, намечаются пути преодоления внутреннего и внешнего кризиса, происходит адаптация ребенка в среде пребывания. Создаются необходимые для позитивного развития личности условия психологического комфорта. Через сферу социальных контактов происходит приобщение к нравственным основам существования, раскрывается потребность в красоте и добронравии. Развиваются способности в сферах интеллекта, памяти, образного видения, чувствования, волеизъявления, рукотворчества, художественной деятельности, физической культуры, труда. Закладываются необходимые для этого возраста знания, умения, навыки.
Индивидуально-личностный подход реализуется в общении педагога и воспитанника, в деятельности по интересам, на занятиях в творческой мастерской, в беспрепятственном свободном переходе от одной деятельности к другой. Формируются преставления о правах и обязанностях. Характеристика воспитанника дается в виде содержательной оценки (развернутого анализа). Эмоциональная восприимчивость ребенка лежит в основе общения между ним и педагогом.
Эффективность воздействия воспитателя на ребенка определяется степенью развитости в нем способности к образному восприятию действительности, к эмоциональной и логической памяти, к освоению предметных знаний, к овладению навыков ручного труда, к добросердечию.
Образование реализуется через опытную, природно-трудовую, социально-коммуникативную, художественно-эстетическую и другие виды деятельности.
На этой ступени мы развиваем у ребенка любовь к окружающим людям и миру, к родному краю, интерес к культуре народа, местному фольклору и местным промыслам. Основной метод педагогического общения – эмоциональное соучастие.
На I ступени ребенок, не вычленяя себя из коллективной среды, живет «общеколлективными» интересами, в нем постепенно развивается потребность посмотреть на себя со стороны как на самоценность, обозначить первые границы соотнесенности себя с рядом живущими людьми, соотнести мир своих переживаний и мыслей с желаемым и идеальным. Именно на этом этапе развития происходит становление культуры чувства и воли, преодоление комплексов неполноценности, состояния безнадежного одиночества, зарождение веры в слово педагога, в высокое предназначение каждого на этой Земле, в торжество справедливости и невозможность унижения и оскорбления личного достоинства. Главные формы сотрудничества – сочувствие и сопереживание.
II ступень образования и воспитания призвана дать воспитаннику основу жизнедеятельности как в области социального опыта, так и в сфере предметных знаний, обеспечить их защищенность от разрушительных влияний на физическую и духовную природу, способствовать формированию в них осознанной нравственной позиции, пробудить в них первоначальные симптомы профессиональной ориентации.
На II ступени способности воспитанника, развиваясь, нуждаются в предварительной оправе. Должны быть созданы условия для поиска ребенком форм самовыражения на всех уровнях жизнедеятельности. Наличие неразрешенных, конфликтных ситуаций не должно быть основанием для негативных выводов. Совместный поиск выхода из тупика – естественный путь развития воспитанника, связанный с первым осознанием им своей будущей индивидуальной деятельности.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Дифференциация на этом этапе осуществляется созданием атмосферы разумного общения, сохраняющего равенство позиций воспитанника и воспитателя. Основные формы такого общения – диалог равных и совместная деятельность. Встреча близких по духу и интересам людей. В основе общения – соучастие, построенное на взаимоуважении и поддержании достоинства субъектов общения.
На II ступени способности воспитанника, развиваясь, нуждаются в предварительной оправе. Должны быть созданы условия для поиска ребенком форм самовыражения на всех уровнях жизнедеятельности. Наличие неразрешенных, конфликтных ситуаций не должно быть основанием для негативных выводов. Совместный поиск выхода из тупика – естественный путь развития воспитанника, связанный с первым осознанием им своей будущей индивидуальной деятельности.
Заместитель директора СРЦН
О.А.Маслова