Главная » Статьи » Специалистам » Отделение социальной реабилитации |
СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ЦЕНТРЕ Система специализированных учреждений для несовершеннолетних начала создаваться с 1992 года. Наше учреждение было создано, как социальный приют в 2004 году, с 2006 года реабилитационный центр, с 2014 центр семьи. Задачами учреждения являются: - профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации; - психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или опасным для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение; - формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; - выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию; - психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности; - содействие возвращению в кровную семью; - обеспечение возможности получить образование; - забота о дальнейшем устройстве, месте жительства. Основная цель деятельности – социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. В работе с детьми Центра выделяются III этапа:
Состав несовершеннолетних социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних сложен в социальном и педагогическом плане и отличается от такового в детских домах или школах-интернатах, поскольку: - подавляющее большинство уже приобщилось к курению, систематическому употреблению алкоголя; - подавляющее большинство детей находится в кризисном или пограничном с ним состоянии в следствии социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации; - почти у всех детей различные хронические заболевания; - некоторые дети нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье; - у многих детей задержка психического развития. В специализированные учреждения (в том числе и приюты) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании: - личного обращения - заявления родителей или законных представителей несовершеннолетнего - направления органа социальной защиты населения - акта оперативного дежурного - постановления дознавателя, следователя Одной из главных задач Центра, где дети могут получить кров и пищу, является восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению с взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости. Для решения этих задач применяются различные социальные технологии, на основе которых создаются реабилитационные программы, направленные на выход из трудной жизненной ситуации. Это технологии превентивные, направленные на профилактику – беседы, встречи с инспектором ОДН, с врачом-наркологом, экскурсии в милицию, выезды специалистов учреждения в семью, до помещения ребенка в Центр, с целью профилактической беседы психолога, специалиста по социальной работе с родителями. В Центре оказываются социальные услуги (социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические и др.) на основе Национального Стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания», утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 561- ст. Социальные услуги населению предоставляются в строгом соответствии со следующими принципами, установленными Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»: - адресность; - доступность; - добровольность; - гуманность; - приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним; - конфиденциальность; - профилактическая направленность. Работники Центра должны обеспечивать безопасность оказываемых социальных услуг для жизни и здоровья несовершеннолетних, сохранность их имущества. Повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство путем переподготовки и профессиональной поддержки (супервизии). Соблюдать профессиональную этику в процессе обслуживания клиентов учреждения. Обладать наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом, высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности. При оказании клиентам социальных услуг проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психологическое состояние. В Центре разрабатывается два вида реабилитационных программ: групповая и индивидуальная. Индивидуальная программа создается на основе изучения личности ребенка и анализа всей доступной информации о нем (состояние его физического и психического здоровья, степень образовательной подготовки и т.п.), которая обуславливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления его в Центр. Большое значение в реабилитации подростка имеют психологическая диагностика и коррекция. Сотрудникам Центра приходится сталкиваться с двумя главными психологическими проблемами – отставание ребенка в психическом развитии и преодоление последствий его психической депривации. Естественно, что социальные и психические проблемы проявляются у детей в разной степени и в различных формах, соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого ребенка. Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умению общаться. Индивидуальная реабилитация призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям. Групповая реабилитация заключается в организации систематичности воспитательного процесса, устранении имеющейся педагогической запущенности, коррекции нарушения поведения через групповые занятия. Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников, и т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенное девиантное поведение, искаженное представление о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремиться к самостоятельности и болезненно реагирует на попытки взрослого руководить его жизнью и воспитывать его. Он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе. Существуют технологии, формирующие у подростков самоуважение и самосознание. Одна из них – «Ориентация на образец достойный подражания» (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Технология «Социальная терапия». Большую помощь в реабилитации подростка и индивидуальной психотерапии дают беседы, разговоры, обсуждение различных проблем. Обучающие технологии. Одна из трудностей в реабилитации подростка – его нежелание учиться. Некоторые подростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пяти лет. Они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения должен быть организован на строго индивидуальной основе. Подросток должен пройти этап, предшествующий возвращению его в школу. Существует несколько вариантов обучения, во время нахождения подростка в Центре – дневная форма обучения в общеобразовательной школе, вечерняя, ПТУ, классы выравнивания. Самый оптимальный вариант – «Домашняя школа». Её задача: снизить эмоционально-психическое напряжение, порожденное неблагоприятным опытом обучения в школе; восстановить и укрепить общеучебные навыки; восполнить пробелы в знаниях, придать подростку уверенность в своих силах. Занятия в домашней школе проводятся индивидуально или в микрогруппах по два – три человека. Находясь в Центре, несовершеннолетний может получить первоначальные знания, навыки по обслуживающему труду. Немаловажную роль играют «Технологии самореализации». Это может выражаться через творческую деятельность – изобразительную, театральную, вокальную. В Центре кружковая деятельность приносит реальный результат. Спортивные мероприятия, занятия в тренажерном зале, спортивном зале (на базе ближайшей школы № 2) позволяют подросткам по-новому посмотреть на мир, на взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми. Отличительная черта центров для несовершеннолетних от других учреждений для детей еще в том, что нельзя предположить какие дети поступят в Центр. Здесь могут находиться несовершеннолетние от 3 до 18 лет, по различным причинам, обуславливающим именно их трудную ситуацию. Одна из технологий в работе с детьми в центре для несовершеннолетних – это «Комплексная групповая программа», например, программа «Мир без опасностей». Так как наполняемость учреждения 21 койко-мест, то группы делятся по половому признаку: группа мальчиков (7 – 18 лет), группа девочек (7 – 18 лет), и группа дошкольников (3 – 7 лет). Чтобы организовать воспитательный процесс в такой разновозрастной группе, разрабатывается комплексная программа. Создаются условия, приближенные к домашним, старшие дети помогают младшим, применяются способы вовлечения детей в нормальный жизненный процесс. Комплексные занятия включают разнообразие форм и приемов работы с детьми с учетом их возраста и программных задач: это беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры имитации, психогимнастика, художественное слово, проблемные ситуации и др. | |
Просмотров: 3080 | |
Всего комментариев: 0 | |
| |