Главная » Статьи » Специалистам » Работа с семьями

В случаях безнадзорности детей и подростков

Семейные проблемы, безнадзорность, жестокое обращение и безразличие к детям со стороны родителей, алкоголизм и наркомания, заключение под стражу или госпитализация - основные причины, приводящие детей к беспризорности.    В большинстве своем именно из таких семей попадают в СРЦ так называемые "трудные" дети с девиантным поведением, которое проявляется в различных формах:

·         Непринятие социальных норм и правил

·         Сквернословие

·         Склонность к бродяжничеству

·         Употребление алкогольных и наркотических веществ, табакокурение

·         Совершение правонарушений

·         и т. д.

   В работе с "трудным" несовершеннолетним и его семьей можно выделить следующие этапы. Вариант технологии социальной работы с беспризорными см. Приложение 3.

1.      Диагностический

2.      Коррекционно-реабилитационный

3.      Постреабилитационный

   Специалисты Центров тесно сотрудничают с Комиссией по делам несовершеннолетних. При поступлении безнадзорного ребенка запрашивается следующая информация:

·         о семье, личности ребенка;

·         состоит ли на учете;

·         семейно-бытовые условия.

В особо сложных случаях дети определяются в профессиональные замещающие семьи. Профессиональная замещающая семья как временная форма устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказывает позитивное влияние в плане компенсации последствий депривации различной направленности. Именно через замещающую семью реализовываются:

-возможность формирования грамотных представлений о семейных ролях, традициях, взаимосвязях;

-возможность помещения в замещающую семью детей, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-возможность помещения детей и подростков, не имеющих формальных признаков, позволяющих дать им статус оставшихся без попечения родителей, но фактически являющихся таковыми;

-возможность взаимодействия воспитателей замещающих семей не только со специалистами социальных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, но и с различными учреждениями и организациями.

Основные виды замещающих семей

Замещающая (фостерная) семья -необходима, когда дети срочно изымаются из семьи в силу различных обстоятельств. Нахождение в такой семье ребенка  от 1 месяца до нескольких лет. Основная цель- поддержание контакта с биологическими родителями и возвращение ребенка в кровную семью.

Семейная воспитательная группа- краткосрочная форма замещающей семьи с перспективной установления опеки над ребенком или его усыновления.

Временная приемная семья-ребенка помещают в семью до определения его дальнейшей судьбы. Семья состоит из профессиональных специалистов  услуги ее деятельности оплачиваются.

Патронатная семья- ребенок помещается на воспитание в семью при сохранении части обязанностей опекуна (родителя). Семья выполняет функцию "скорой помощи”.

1.Диагностика детей и взрослых при организации профессиональной замещающей семьи.

Диагностика воспитателей

-          определение степени выраженности предметного и личностного начал родительского отношения;

-          самооценка профессиональной компетентности воспитателя;

-          исследование мотивационных особенностей кандидата

·         Диагностика семьи- кандидата (при наличии у потенциального воспитателя семьи) включает изучение: 

-     образа  жизни и поведения в семье;

-           отношения членов семьи к созданию семейных групп;

-           нравственного и культурного уровня членов семьи;

-           взаимоотношений членов семьи.

·         Диагностика детей

-диагностика особенностей личности;

-          исследование отношения к будущему;

-          диагностика коммуникативных качеств.

·         Диагностика отношений воспитателей и детей

-изучение степени аутентичности воспитателей и детей с семьей;

-выявление уровня взаимодействия участников семейных групп.

2.Коррекционные занятия

 Подготовка воспитателей (не менее 30-40 часов) ;

-тренинги;

-сюжетно- ролевые игры;

-беседы и лекции, направленные на формирование представлений о семейных ролях и функциях замещающих семей и укрепление отношений между воспитателями и детьми, создание положительного психологического фона в группе.

Сравнить различные модели работы с семьями в случае беспризорности несовершеннолетних возможно, изучив приложения  4, 5.

 

Категория: Работа с семьями | Добавил: Aron (19.10.2010)
Просмотров: 1889 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
КГБУ СО Центр социальной помощи семье и детям "Лесосибирский" (c) 2015 / Используются технологии uCoz