Главная » Статьи » Специалистам » Работа с семьями |
Семейные
проблемы, безнадзорность, жестокое обращение и безразличие к детям со стороны
родителей, алкоголизм и наркомания, заключение под стражу или госпитализация -
основные причины, приводящие детей к беспризорности. В большинстве
своем именно из таких семей попадают в СРЦ так называемые "трудные"
дети с девиантным поведением, которое проявляется в различных формах: ·
Непринятие социальных норм и правил ·
Сквернословие ·
Склонность к бродяжничеству · Употребление
алкогольных и наркотических веществ, табакокурение ·
Совершение правонарушений · и
т. д.
В работе с "трудным" несовершеннолетним и его семьей можно выделить
следующие этапы. Вариант технологии социальной работы с беспризорными см.
Приложение 3. 1. Диагностический 2.
Коррекционно-реабилитационный 3. Постреабилитационный
Специалисты
Центров тесно сотрудничают с Комиссией по делам несовершеннолетних. При
поступлении безнадзорного ребенка запрашивается следующая информация: · о
семье, личности ребенка; ·
состоит ли на учете; ·
семейно-бытовые условия. В особо сложных
случаях дети определяются в профессиональные замещающие семьи. Профессиональная
замещающая семья как временная форма устройства детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, оказывает позитивное влияние в плане компенсации
последствий депривации различной направленности. Именно через замещающую семью
реализовываются: -возможность
формирования грамотных представлений о семейных ролях, традициях, взаимосвязях; -возможность
помещения в замещающую семью детей, оставшихся без попечения родителей и
оказавшихся в трудной жизненной ситуации; -возможность
помещения детей и подростков, не имеющих формальных признаков, позволяющих дать
им статус оставшихся без попечения родителей, но фактически являющихся
таковыми; -возможность
взаимодействия воспитателей замещающих семей не только со специалистами
социальных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, но и с
различными учреждениями и организациями. Основные виды замещающих семей Замещающая (фостерная) семья -необходима, когда дети срочно изымаются из семьи в
силу различных обстоятельств. Нахождение в такой семье ребенка от 1
месяца до нескольких лет. Основная цель- поддержание контакта с биологическими
родителями и возвращение ребенка в кровную семью. Семейная
воспитательная группа- краткосрочная
форма замещающей семьи с перспективной установления опеки над ребенком или его
усыновления. Временная
приемная семья-ребенка помещают в
семью до определения его дальнейшей судьбы. Семья состоит из профессиональных
специалистов услуги ее деятельности оплачиваются. Патронатная
семья- ребенок помещается на
воспитание в семью при сохранении части обязанностей опекуна (родителя). Семья
выполняет функцию "скорой помощи”. 1.Диагностика детей
и взрослых при организации профессиональной замещающей семьи. Диагностика воспитателей -
определение степени выраженности предметного и личностного начал родительского
отношения; -
самооценка профессиональной компетентности воспитателя; -
исследование мотивационных особенностей кандидата · Диагностика
семьи- кандидата (при наличии у потенциального воспитателя семьи) включает
изучение: - образа жизни и поведения в семье; -
отношения членов семьи к созданию семейных групп; -
нравственного и культурного уровня членов семьи; -
взаимоотношений членов семьи. · Диагностика
детей -диагностика особенностей личности; -
исследование отношения к будущему; -
диагностика коммуникативных качеств. · Диагностика
отношений воспитателей и детей -изучение степени аутентичности воспитателей и детей с семьей; -выявление уровня взаимодействия участников семейных групп. 2.Коррекционные занятия Подготовка воспитателей (не менее 30-40 часов) ; -тренинги; -сюжетно- ролевые игры; -беседы и лекции, направленные на формирование представлений о семейных
ролях и функциях замещающих семей и укрепление отношений между воспитателями и
детьми, создание положительного психологического фона в группе. Сравнить
различные модели работы с семьями в случае беспризорности несовершеннолетних
возможно, изучив приложения 4, 5. | |
Просмотров: 1889 | |
Всего комментариев: 0 | |
| |